Педагогам и сотрудникам

Методические материалы

Нет материалов

Локальные нормативные акты

Профсоюзная организация

  • Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза
  • Контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда
  • Улучшение материального положения, укрепление здоровья и повышение уровня жизни членов профсоюза
  • Информирование членов профсоюза о работе профсоюзной организации
  • Приём и учёт членов профсоюза, организационные мероприятия
  • Вовлечение членов профсоюза в профсоюзную работу
  • Цель работы профсоюзной организации — защита профессиональных, трудовых, социально–экономических прав и интересов работников, повышение их социального статуса.

В области защиты прав и интересов работников:

а) Заключение Отраслевого соглашения, системы соглашений и колдоговоров в РАН и организациях, подведомственных ФАНО России, с целью расширения гарантий и прав работников в области занятости, оплаты и условий труда, охраны труда, социальных льгот и компенсаций. Взаимодействие с руководством ФАНО и РАН по реализации эффективной и наполненной ресурсами социально-кадровой корпоративной политики.

б) Недопущение массовых сокращений работников, а также перевода их на срочные трудовые договоры.

в) Расширение взаимодействия с партиями и фракциями Государственной Думы РФ. Обеспечение интересов работников в случаях изменения законодательства, в том числе по вопросам:

- совершенствовании Закона о науке и других законодательных и нормативных актов, затрагивающих интересы работников науки;
- модернизации пенсионного законодательства;
- изменении Трудового кодекса РФ;
- введении прогрессивного подоходного налога;
- увеличении финансирования научных исследований в Бюджете РФ.

г) Постоянная работа с ФАНО России и Министерством образования и науки РФ, в частности по вопросам функционирования российской науки и РАН, в том числе по вопросам проведения аттестации и конкурсов, аспирантуры, связи с образовательными учреждениями.

д) Содействие укреплению престижа науки и научного сообщества. Участие в процессах самоорганизации и самоуправления научного сообщества на различных уровнях, укрепление взаимодействия с общественными структурами (РКК, ОНР, РАСН, СМУ, КРОН, КОМКОН и др.) для решения общих задач.

е) Работа правовой инспекции труда профсоюза и технических инспекций труда профсоюза, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Оказание юридической и методической помощи.

ж) Обучение профактива и работников в области трудового права, пенсионного обеспечения и других, связанных с трудом, отношений.

з) Оказание материальной помощи.

и) Забота о ветеранах РАН.

2.2 В области зарплаты:

а) Создание отраслевой системы оплаты труда и участие в разработке Положения об оплате труда.

б) Активизация работы по увеличению заработной платы при сохранении численности работающих.

в) Включение доплат за ученые степени в систему должностных окладов, индексация должностных окладов (ставок).

д) Сохранение системы аспирантуры в организациях, подведомственных ФАНО России и РАН. Повышение стипендий и доплат аспирантам до уровня 85% от оплаты младшего научного сотрудника.

е) Мониторинг состояния заработных плат различных категорий работников.

ж) Выработка позиции профсоюза и ее реализация по уровню стимулирующих выплат и премий, в том числе, об условиях выполнения грантов.

2.3. В области обеспечения условий для работы:

a) Решение вопроса об отраслевом минимуме по обеспечению рабочего места научного сотрудника.

б) Наращивание усилий по увеличению финансирования науки. Доведение уровня финансирования гражданской науки до 1.77 % от ВВП и повышения доли РАН в финансировании науки до 33%. Доведение уровня финансирования до 1 млн. руб. в год на одного научного сотрудника (без учета его зарплаты с начислениями).

в) Обеспечение эффективного ведомственного контроля в сфере охраны труда, целевое финансирование мероприятий по охране труда и аттестации рабочих мест.

г) Содействие в работе Советам молодых ученых и специалистов по улучшению условий труда и расширению социальных гарантий для молодых ученых.

д) Борьба за снижение бюрократической нагрузки на научных работников и учреждения отрасли.

2.4 В области укрепления здоровья:

a) Содействие сохранению ведомственной медицины и увеличению ее финансирования. Контроль за качеством медицинского обслуживания работников.

б) Содействие в организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей.

в) Содействие занятию спортом и физкультурой, проведению академиад.

г) Обеспечение безопасных условий труда и страхование профессиональных рисков.

2.5 В области обеспечения жильем:

a) Содействие развитию программы предоставления жилищных сертификатов для молодых научных работников; распространение данной программы на все категории молодых работников.

б) Содействие организации социально-ориентированных ЖСК в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

в) Борьба за увеличение объемов строительства служебного жилья и общежитий.

г) Борьба за развитие программ предоставления льготных кредитов на приобретение жилья для молодых семей.

2.6 В области профсоюзной деятельности:

а) Совершенствование стратегии и тактики профсоюза.

б) Работа по обеспечению массовости членства работников в профсоюзе, их участия как в повседневной профсоюзной работе, так и в организуемых профсоюзом акциях. Активизация работы региональной сети профсоюза. Использование культурно-массовой и спортивной работы для повышения мотивации членства в профсоюзе.

в) Вовлечение в деятельность Профсоюза профобъединений и работников всех организаций, подведомственных ФАНО России.

г) Разработка подходов к обеспечению оперативности в принятии решений центральных органов по актуальным вопросам деятельности Профсоюза.

д) Работа по повышению исполнительской и финансовой дисциплины, безусловное исполнение уставных норм и решений коллегиальных органов, повышение активности контрольно-ревизионных структур профсоюза.

е) Дальнейшая активизация информационной политики Профсоюза. Пропаганда деятельности Профсоюза и особенно его реальных достижений как среди работников подведомственных организаций ФАНО и РАН, так и всего научного сообщества.

ж) Расширение контактов с всероссийскими объединениями профсоюзов (ФНПР и КТР), родственными профсоюзами и профобъединениями в ходе решения общих проблем. Продолжение международного сотрудничества в рамках МАПАН и ВФНР, расширение географии контактов со странами СНГ.

з) Проводить работу по обновлению руководящего состава на всех уровнях выборных органов профсоюза.

О защите прав неприкосновенности частной жизни, профессиональной чести и достоинства педагогических работников

Пресс-служба Профсоюза. 02.02.2022

Печать

Правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза образования подготовлены «Разъяснения для образовательных организаций по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников в соответствии с федеральным законодательством», которые предлагаются руководителям и председателям профсоюзных организаций образовательных организаций для ознакомления и использования в работе.

Разъяснения подготовлены в рамках комплекса мер, направленных на повышение статуса учителя, с возможностью государственной поддержки создания и распространения, в том числе в сети «Интернет», кино- и видеопродукции, которая способствует популяризации профессии учителя.

Комплекс мер разрабатывался во исполнение подпункта «в» пункта 1 перечня поручений президента Российской Федерации от 14 октября 2019 года № Пр-2132 министерством просвещения Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Благодаря совместно проведённой работе Общероссийского Профсоюза образования и Минпросвещения России данный комплекс мер был актуализирован в части разработки предложений по ряду направлений, связанных с обеспечением защиты прав педагогических работников, неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников; организацией и проведением мероприятий, направленных на педагогическую профессиональную ориентацию школьников, формирование мотивации к выбору педагогической профессии (профориентационная олимпиада для школьников, психолого-педагогическая олимпиада имени К. Д. Ушинского для обучающихся общеобразовательных организаций); проведением анализа региональных (межрегиональных) отраслевых соглашений в части включения в них положений, повышающих статус учителя и иных педагогических работников, уровень их социальной поддержки, а также организацией общественно-профессионального обсуждения с целью совершенствования наградной системы в части актуализации выявления кандидатов и расширения категорий педагогических работников, представляемых на награждение званиями «Заслуженный учитель Российской Федерации» и «Народный учитель Российской Федерации».

В соответствии с распоряжением заместителя председателя правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой от 19 мая 2021 года № ТГ-ПЭ-6406 о ежегодном представлении доклада о ходе реализации актуализированного Комплекса мер Общероссийским Профсоюзом образовании были подготовлены и направлены в Минпросвещения России материалы по разделу 1 Комплекса мер для подготовки доклада в правительство Российской Федерации (письмо в адрес директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников министерства просвещения Российской Федерации Андрея Милёхина от 16 ноября 2021 года № 581) по перечисленным выше темам.

Представленный Профсоюзом материал был использован Минпросвещения  России при подготовке Доклада по итогам выполнения мероприятий Комплекса мер, направленного в правительство Российской Федерации (письмо Минпросвещения России от 13 декабря 2021 года № МП-П-5521). В частности, учитывая значимость развития цифровых технологий, а также наличие свободного доступа участников образовательного процесса к различным интернет-ресурсам при недостаточной эффективности существующего механизма защиты чести и достоинства педагогического работника в сети «Интернет», к проекту Доклада были представлены разработанные специалистами правового отдела аппарата Общероссийского Профсоюза образования в рамках предусмотренных Комплексом мер обязательств Разъяснения для образовательных организаций по защите прав педагогических работников в части неприкосновенности частной жизни и защиты профессиональной чести и достоинства, а также прав на справедливое и объективное расследование нарушений норм профессиональной этики педагогических работников в соответствии с федеральным законодательством.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(п. 4 введен Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Председатель
Шинкаренко Ольга Александровна -учитель логопед

Заместитель председателя
Чистова Наталья Ивановна— воспитатель

Ревизионная комиссия
 

Комиссия по социальному партнёрству и защите трудовых прав
 

Комиссия по организационно-массовой работе
 

Комиссия по культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работе
 

Утверждены новые правила предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года

Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 N 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года»

Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2016 N 42532.

Утверждены новые правила предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года

Право на получение такого отпуска предусмотрено Трудовым кодексом РФ, согласно которому педагогические работники имеют право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы.

Новыми правилами уточнено, что такое право распространяется на работников, замещающих должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678).

Кроме того, уточнен порядок исчисления стажа непрерывной педагогической работы при получении такого отпуска.

В соответствии с новыми правилами при предоставлении отпуска сроком до одного года учитывается:

1) Фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору. При этом периоды фактически проработанного времени суммируются, если продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу (либо после увольнения из органов власти в сфере образования, при условии, что работе в указанных органах предшествовала педагогическая работа) составляет не более трех месяцев;

2) Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) (в том числе время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы, переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, время, когда педагогический работник находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);

3) Время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между днем окончания образовательной организации и днем поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

Определено также, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску и другие вопросы определяются коллективным договором, а не уставом образовательного учреждения, как это было ранее.

Признан утратившим силу Приказ Минобразования России от 07.12.2000 N 3570, которым был утвержден ранее действовавший порядок предоставления такого отпуска.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 мая 2016 г. N 644

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОГО

ОТПУСКА СРОКОМ ДО ОДНОГО ГОДА

В соответствии со статьей 335 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 19, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26, ст. 3405, ст. 3377; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1, ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022; N 24, ст. 3379; N 27, ст. 3991, ст. 3992; N 29, ст. 4356, ст. 4359, ст. 4363, ст. 4368; N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 11, ст. 54), пунктом 4 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320) и подпунктом 5.2.26 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 3570 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 марта 2001 г., регистрационный N 2593).

Министр

Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 31 мая 2016 г. N 644

ПОРЯДОК

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЛИТЕЛЬНОГО

ОТПУСКА СРОКОМ ДО ОДНОГО ГОДА

1. Порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года устанавливает правила и условия предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года (далее соответственно - длительный отпуск, организация, Порядок).

2. Педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381) (далее соответственно - педагогические работники, Номенклатура), имеют право на длительный отпуск не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы <*>.

--------------------------------

<*> См. статью 335 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 19, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1, ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022; N 24, ст. 3379; N 27, ст. 3991, ст. 3992; N 29, ст. 4356, ст. 4359, ст. 4363, ст. 4368; N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 11, ст. 54).

3. Продолжительность непрерывной педагогической работы устанавливается организацией в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих факт непрерывной педагогической работы.

4. При предоставлении длительного отпуска сроком до одного года учитывается:

4.1. Фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору. Периоды фактически проработанного времени замещения должностей педагогических работников по трудовому договору суммируются, если продолжительность перерыва между увольнением с педагогической работы и поступлением на педагогическую работу, либо после увольнения из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, при условии, что работе в указанных органах предшествовала педагогическая работа, составляет не более трех месяцев;

4.2. Время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) (в том числе время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы, переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, время, когда педагогический работник находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);

4.3. Время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между днем окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и днем поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

5. Продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска, работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные настоящим Порядком, определяются коллективным договором.

6. Длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику на основании его заявления и оформляется распорядительным актом организации.

7. За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется место работы (должность).

За педагогическими работниками, находящимися в длительном отпуске, сохраняется объем учебной нагрузки при условии, что за этот период не уменьшилось количество часов по учебным планам, учебным графикам, образовательным программам или количество обучающихся, учебных групп (классов).

Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе работодателя, за исключением ликвидации организации.


    1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

    3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

    1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

    2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

    3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

    4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

    5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

    6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

    7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

    9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

    10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

    11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

    12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

    13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

    4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

    1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

    2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

    3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

    4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

    (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

    Как устанавливается оплата труда преподавателей в учреждении

    7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

    (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, вправе утвердить дополнительный перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ.

    (часть 6.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 298-ФЗ)

    6.2. Не допускается возложение на педагогических работников общеобразовательных организаций работы, не предусмотренной частями 6 и 9 настоящей статьи, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в перечни, указанные в части 6.1 настоящей статьи.

    (часть 6.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 298-ФЗ)

    7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

    (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

    9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

    (часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 188-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

    Документы профсоюза детского сада

    Нет

    Статистические отчёты

    Нет

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie